20 мая, 2020
Комбинированный режим работы: дистанционно и в офисе
Во время самоизоляции большое количество работодателей продолжили свою работу, поскольку непрерывное производство или другие объективные причины. В отличие от детских садиков, которые номинально имеют дежурные группы, а фактически их нет (или в очень маленьком количестве). Причины у этого разные, но что делать со следствием этого – когда работнику негде оставить ребенка?

А может работодатель не хочет ежедневно подвергать риску своих работников, которые едут в общественном транспорте на работу и обратно. И если работнику необходимо появиться в офисе, например, один день в неделю (распечатать или подписать документы, провести совещание и т.д.), то остальные дни можно работать дистанционно (дома, на даче), чтобы снизить риск заражения коронавирусом.

Как быть в этой ситуации? Установить работнику комбинированный режим работы. Это когда часть времени он работает дистанционно, а часть времени на территории работодателя (в офисе).

Законодательство не предусматривает такую возможность, но и не запрещает. Ну а поскольку к ответственности могут привлечь только за нарушение нормы закона, то нам видится возможным оформить комбинированный режим работы.

Что такое по своей сути комбинированный режим? Это когда работник одновременно работает в двух и более режимах. Будь то дневная дистанционная работа или ночная и сменная одновременно; гибкое рабочее время с суммированным его учетом. Комбинаций много, только подбирай характеристики (место работы, рабочее время, время отдыха и т.д.).

Разберем режим работы, когда рабочее время по стандартной пятидневке 8 часов в день, а отличается только место работы. Кто-то предлагает заключать два трудовых договора, но это крайне неудобно: двойной учет рабочего времени, зарплаты и т.д.

Согласно ст.312.1 ТК дистанционной работой является выполнение определенной трудовым договором трудовой функции вне места нахождения работодателя. Т.е. при работе, например, 4 дня в неделю дома, а 1 день в неделю в офисе – это уже не трудовой договор о дистанционной работе в буквальном толковании указанно нормы закона.

Но, повторимся, поскольку в этом случае работодатель не нарушает никакой нормы закона, не нарушает прав и интересов работника, работник добровольно подписывает доп.соглашение с указанием нескольких мест работы – это не может служить основанием для законного привлечения к административной ответственности.

Так как же оформить комбинированный режим работы в нашем случае? Заключить дополнительное соглашение к трудовому договору.

Какие вопросы отразить в нем:

- указать режим работы: часть времени дистанционно, часть в офисе;

- указать место работы для работы в офисе;

- в какие дни (часы) работа производится дистанционно, в какие дни (часы) в офисе. Когда в каком режиме работать можно указать сразу. Но если, например, работник не знает, в какие дни он (она) сможет оставить ребенка с родными, то можно сослаться на график работы, указав что он согласовывается, например, еженедельно;

- иные вопросы.

Главное, чтобы условия трудового договора (доп.соглашения к нему) не противоречили законодательству и не нарушали прав работника.

Если же не оформлять переход на комбинированный режим в письменном виде, то у работодателя могут возникнуть проблемы, например, если работник получит в рабочее время травму (порежет палец на кухне или сломает ногу при падении в подъезде своего дома), то для работодателя это вызовет ряд проблем в связи с расследованием несчастного случая на производстве.

Более того, при отсутствии письменно оформленного места работы работодатель не сможет привлечь к дисциплинарной ответственности за прогул.

Но если работник с работодателем договорятся о таком комбинированном режиме, заключат дополнительное соглашение к трудовому договору, то это будет вполне законным.

Пару слов о табеле учета рабочего времени. По общему правилу ничего в нашем случае не изменяется. Но если для вас принципиально табелировать работу в офисе и дистанционно по-разному, вы можете утвердить обозначения отдельным приказом. Ведь Госкомстатовские формы кадровых документов (кроме Т-2) можно менять в соответствии с Информацией Минфина России № ПЗ-10/2012.

Исключение – бюджетники, табелирующие работников в соответствии с Приказом Минфина России от 30.03.2015 №52н, там буквенные коды менять нельзя.


Оформляйте документы правильно! А как это сделать – узнавайте с нами!
Подпишитесь на рассылку и будьте в курсе нововведений законодательства!
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности